Светлая Эленна

Венок возвращения - Эрендис
Разговоры о море - Сильмариэн

На серых берегах

Море и песок - Айрин


Земля, покрытая сумраком

О полезности прогулок - Келебриан
Лесной поворот - Артано
Схватка с судьбой - Видумани
Поход за звездой - Шрайк
Приключения за поворотом - Тевильдо

Время Легенд: Жена Моряка

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Время Легенд: Жена Моряка » Библиотека » Эльфийский феодализм


Эльфийский феодализм

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Не знаю, как определить жанр этого сочинения. Эссе - слишком уж расплывчато. Статья - недостаточно обоснованно и стройно. Пусть будет размышление. Вызвано к жизни оно было дискуссией о политическом устройстве эльфийских королевств на листе "Арда" и некоторыми запомнившимися мне фрагментами других выступлений.

1. Что сказано в текстах о государственном строе и землепользовании у эльфов. Скажу сразу: Толкин как-то не озаботился подробным описанием системы землепользования у эльфов и подробным описанием их культурной жизни.

Но откроем "Сильмариллион", главу 13, "О возвращении нолдор". Итак, Ангрод приходит к Тинголу в Дориат в качестве - внимание! - as messenger of his brother Finrod ("как посланец брата своего Финрода"). Тингол отвечает ему:

'Thus shall you speak for me to those that sent you. In Hithlum the Noldor have leave to dwell, and in the highlands of Dorthonion, and in the lands east of Doriath that are empty and wild; but elsewhere there are many of my people, and I would not have them restrained of their freedom, still less ousted from their homes. Beware therefore how you princes of the West bear yourselves; for I am the Lord of Beleriand, and all who seek to dwell there shall hear my word. Into Doriath none shall come to abide but only such as I call as guests, or who seek me in great need."

"Вот что должен (*) ты сказать от меня тем, кто послал тебя. Нолдор имеют дозволение жить в Хитлуме, и в нагорьях Дортониона, и в землях к востоку от Дориата, которые дики и пустынны. Но все же там живут многие из моего народа, и я не позволю ограничить их свободу, ни вытеснить из мест их обитания. А потому смотрите, князья с Запада, как вам вести себя, ибо я - Владыка Белерианда, всякий, кто хочет жить здесь, должен слушаться моего слова. Никто не войдет в Дориат, кроме тех, кого позову я как гостя, или кто будет искать меня по крайней необходимости".

(*) Здесь архаизированный стиль речи, и shell тут имеет оттенок долженствования, а не просто будущего времени, как в современном английском, где shell к тому же употребляется только в первом лице.

Итак, вот первый акт дарования земли - Тингол определяет, где могут жить нолдор. Что характерно, они ровно там и поселяются. На совете в Митриме Маэдрос вполне логично замечает, что: "A king is he that can hold his own, or eke his title is vain. Thingol does but grant us lands where his power does not run."

"Тот король, кто может удержать свое, иначе титул его лишь пустое слово. Тингол всего лишь дарует нам земли, на которые не распространяется (букв. "где не течет" - КК) его власть".

Обращаю ваше внимание, что король должен мочь удержать свое владение. Иначе он - не король. И это говорится в том самом мифологичесокм времени, в котором ВСЕ события происходят впервые, включая наследование власти. То есть всем эльфам интуитивно или еще как известно, каковы обязанности короля! В том числе и во время войны.

Отмечу попутно, что power у Толкина - обычно "власть", но вообще-то это еще и сила, и влияние, и держава, способность, и мощь. Это я к вопросу о королевской власти - на чем она основана у эльфов. А в том числе и на этой вот власти-силе, которая течет во владениях короля.

Далее свое королевство строит Финрод, и Тингол указывает ему место.

"and Thingol spoke to him of the deep gorge of the River Narog, and the caves under the High Faroth in its steep western shore, and when he departed he gave him guides to lead him to that place of which few yet knew".

"и Тингол рассказал ему о глубокой теснине реки Нарог, и о пещерах под Верхним Фаротом по ее крутому зепедному берегу, и когда [Финрод] отбыл, Тингол дал ему проводников, чтобы они показали ему то место, о котором известно было пока лишь немногим."

Далее еще интереснее. Земли вдоль Сириона и западнее в первоначально отданные нолдор територии не входили. Владения Финрода до постройки Нарготронда составляли Минас-Тирит в Теснине Сириона (стратегически важное место) и те самые нагорья Дортониона, где обосновались Ангрод и Аэгнор (тоже стратегически ничего себе место. Достаточно вспомнить, что именно сюда был направлен главный удар в Браголлах). Но после постройки Нарготронда в месте, "подаренном" Тинголом, обитатели окрестных земель, не входящих в Дориат, сами пожаловали к Финроду в подданные, как о том нам повествуют "Серые анналы", хроника, как известно, синдарская.

Я, правда, приведу оттуда сейчас отрывок весь целиком:

$83. In the Quenta Noldorinwa it is recounted in what manner after Dagor Aglareb the lords of the Noldor and Sindar ordered the land, during the Siege of Angband. Here it suffices to say that [added: westernmost at first Turgon abode in Nivrost south of Drengist between Eryd Lomin and the Sea; but] Fingolfin and Fingon held Hithlum and had their abode and chief fortress at Eithel Sirion; and they had horsemen also that rode upon the fields of Ardgalen, for from few their horses had increased swiftly, and the grass of Ardgalen was yet rich and green. Of those horses many of the sires came from Valinor, and were given to Fingolfin by Maidros in atonement of his losses, for they had been carried by ship to Losgar.

В "Квэнта нолдоринва" рассказано, как после Дагор Аглареб князья нолдор и синдар устроили земли на время осады Ангбанда. Здесь довольно будет сказать, что [добавлено: на крайнем западе поначалу жил Тургон, в Нивросте, к югу от Дрэнгиста, меж Эрид Ломин и Морем, но] Финголфин и Фингон держали Хитлум, а жили они и возвели главную крепость у Эйтель Сирион, и еще были у них всадники, что разъезжали по равнинам Ардгален, ибо немногочисленные их кони быстро умножились, а травы Ардгалена были еще густы и зелены....

Обратите внимание на слово held - держали. Не просто жили в этих землях, а держали их. And their power run this land.

$84. The sons of Finrod held the land from Hithlum unto the eastern end of Dorthonion. Inglor and Orodreth held the pass of Sirion, but Angrod and Egnor held the north slopes of Dorthonion as far as Aglon where began the March of Maidros aforesaid.

Сыновья Финрода (Финарфина - КК) держали земли от Хитлума до восточной оконечности Дортониона. Инглор (Финрод - КК) и Ородрет держали ущелье Сириона, а Ангрод и Эгнор - северные склоны Дортониона до самого Аглона, где начинался Предел Маэдроса.

$85. Behind this leaguer from the Sea to Eryd Luin the wide countries of Beleriand, west and east of Sirion, were held in this wise. Though Fingolfin of Hithlum was overlord of all the Noldor, Inglor, well-beloved of all Elves, became indeed the greatest prince in the land. For King Felagund he was in Nargothrond, whereas his brothers Angrod and Egnor were lords of Dorthonion and his vassals; and he had also a fort and place of battle in the north, in the wide pass between Eredweth-rin and Dorthonion through which Sirion flowed south. There stood ah isle amid the river, and upon it Inglor built a mighty watchtower: Minnas-tirith: and there, when Nargothrond was made, he set Orodreth as warden. But upon either side of Narog all the folk of either race that dwelt in the lands took him for their lord, as far south as the Mouths of Sirion, and from Nenning in the West to the borders of Doriath eastward. But in Eglarest, and west of Nenning to the Sea, Cirdan the Shipwright was lord, yet ever he was close in friendship with Nargothrond.

За этим щитом от Моря до Эрид Луин обширные страны Белерианда, к западу и востоку от Сириона, были устроены таикм образом. Хотя Финголфин Хитлумский был верховным владыкой всех нолдор, Инглор, любимый всеми эльфами, сделался воистину величайшим правителем тех земель. Ибо в Нарготронде был он королем Фелагундом, а братья его Ангрод и Эгнор были правителями Дортониона и его вассалами, и еще была у него крепость и место для битвы на севере, в широком проходе между Эредвэтрин и ортонионом, по которому Сирион бежал на юг. Там был остров посреди реки, и на нем Инглор возвел могучую дозорную башню Минас-тирит, и там, когда построен был Нарготронд, посадил он стражем Ородрета. Но по обе стороны Нарога все, кто там жил, из обоих народов, приняли его как своего лорда - до самого Устья Сириона на юге, и от Нэннинга на западе до границ Дориата на востоке. Но в Эгларесте и к западу от Нэннинга до Моря правил Кирдан Корабел, однако всегда был он в тесной дружбе с Нарготрондом.

То есть имеем: Дортонион Ангрод и Аэгнор держат в качестве вассалов Финрода, Ородрета он ставит держать Минас Тирит. В Нарготронде Финрод коронован - он носит титул King. А далее тот факт, что его ПРИЗНАЛИ (или избрали) своим правителем эльфы обоих народов, живущие на обширной территории, отдает эту территорию под власть Финрода.

$86 Doriath in the midst of the land was the realm of King Thingol; and east the wide countries south of the March of Maidros, even to the borders of Ossiriand were held to be the domain of the sons of Feanor. But few dwelt there save hunters and Grey-elves wandering, and there Damrod and Diriel abode and came seldom northward while the Siege lasted. Thither other of the Elven-lords would ride at whiles, even from afar, to hunt in the green-woods; but none ever passed east over Eryd Luin or looked upon Eriador, save the Green-elves only, who had kindred that dwelt yet in the further lands. Thus little news and late came to Beleriand of what passed in the regions of the East.

Дориат посреди той земли был царством короля Тингола, а на востоке обширные пространства к югу от Предела Маэдроса, да самых границ Оссирианда, считались доменом сыновей Феанора. Но жили там немногие, разве что охотники и странствующие Серые Эльфы, и там обитали Дамрод и Дириэль (Амрод и Амрас - КК), и редко забредали на север, пока длилась Осада. Туда временами наезжали другие эльфийские князья, даже издалека, поохотиться в зеленых лесах, но никто не переходил через Эрид Луин на восток и не смотрел на Эриадор, кроме лишь Зеленых Эльфов, у которых были родичи, жившие в еще более отдаленных землях. Потому немного вестей и с опозданием доходило до Белерианда о том, что происходит на Востоке.

Тут вообще прелесть - земли, которые считаются доменом (отметьте это слово! ДОМЕН!) Феанорингов, используются как обширные охотничьи угодья. Эльфийские (надо думать, не только нолдорские) князья туда выезжают погулять, серых уток пострелять... пардон, на олешек поохотится. Смотрителями там Амрод и Амрас, сами нехилые охотники и вообще любимцы Оромэ.

Сей рассказ о дележе Белерианда и установлении границ с незначительными вариациями повторен в "Сильмариллионе" и иных анналах и хрониках. Семиречье остается владением Зеленых Эльфов, а о том, как разделили свои владения феаноринги, сказано везде примерно одинаково.

Один Тургон в проведении границ не участвовал - он как раз строил Гондолин и собирался оставить свой законный удел Виньямар, на самом крайнем западе Хитлума. А поскольку Гондолин был в такой долине, куда попасть можно было только с помощью Ульмо, то там никто не жил, и на долинку не претендовал. А уж когда Тургон там устроился, туда тем более стало не попасть.

Есть и еще один фрагмент о владении землей и вассальных отношения. А именно - Эол, получивший себе Нан Эльмот. На каких условиях? Вот что говорит "Сильмариллион" (глава "О Турине"):

That sword does not enter into this tale, though it was made of the same ore by the same smith; and that smith was Eol the Dark Elf, who took Aredhel Turgon's sister to wife. He gave Anglachel to Thingol as fee, which he begrudged, for leave to dwell in Nan Elmoth; but its mate Anguirel he kept, until it was stolen from him by Maeglin, his son.

Тот меч не вошел в эту историю, хотя сделан был из того же металла тем же кузнецом, а кузнецом тем был Эол Темный Эльф, который взял в жены Арэдэль, сестру Тургона. Он отдал Англахэль Тинголу в дар за лен, за дозволение жить в Нан Эльмот, о каковом даре сожалел. Но Ангвирэль, парный к тому мечу, Эол сохранил у себя, покуда Маэглин, сын Эола, не украл Ангвирэль.

Итак, что имеем? а имеем мы тут fee, то бишь процедуру дарования лена вассалу. Таки Нан Эльмот - Тинголово владение. А Эол - его вассал, отдающий королю положенный за ленное владение, за фьеф, - fee, то бишь меч. (fee - и процедура дарования лена, и выкуп, отплата, цена).

Снова, между прочим, термин феодального земельного права.

Едем дальше. Власть Тингола некоторым образом распространяется и на нолдорские королевства, политически независимые. Когда Тингол запретил квэнья, нолдор быстренько перешли на синдаринский диалект (который я, вслед за Этимологиями, именую нолдорин.)

То есть синдар были довольно влиятельны в нолдорских королевствах, и Тингола чтили, и к словами его прислушивались.

Вообще с землевладением у эльфов в данном случае парадокс. Земли выделяет не Верховный король Финголфин - а Тингол, который формально над нолдор не имеет никакой власти. Финрод вообще собирает королевство из нескольких частей, причем народ сам идет к нему.

Вернусь к языку. Толкин, как порядочный лингвист, заложил в эльфийские языки соответсвующий менталитет, сетку понятий (согласно гипотезе Сепира-Уорфа). Ну, поскольку мы знаем, что его эльфы появились на свет из того соображения, что должен же был кто-то разговаривать на языке, на котором было скзаано Aiya Earendil elenion ankalima, :-) то это отражение менталитета более чем законно.

0

2

Откроем Этимологии.

*taro king: only used of the legitimate kings of the whole tribes, as Ingwe of the Lindar, Finwe of the Noldor (and later Fingolfin and Fingon of all the exiled Gnomes). The word used of a lord or king of a specified region was aran (ar), Q haran [see ?AR]. Thus Fingolfin taur egledhriur 'King of the Exiles' [see LED], but Fingolfin aran Chithlum 'King of Hithlum'. Q tar (pl. tari). N -†taur, Ilk. tor, only used of Thingol: Tor Thingol = King Thingol.

*taro король, прилагается только к законным королям целых племен, таким, как Ингвэ над линдар, Финвэ над нолдор (а впоследствии - Финголфин и Фингон над всеми гномиями-изгнанниками). СЛово, которое использовалось для обозначения лорда или короля отдельной области было aran (ar), Q haran [см. ?AR]. Так, Fingolfin taur egledhriur - Финголфин король Изгнанников" [см. LED], но Fingolfin aran Chithlum - "Финголфин король Хитлума". Q tar (pl. tari). N -†taur, Ilk. tor, прилагалось только к Тинголу: Tor Thingol = Король Тингол.

Теперь глянем в происхождение слова aran (? - обозначение задненебного звука, родственного [g]):

?AR- Stems ?AR have, hold, and related GAR, GARAT, GARAD were much blended in Eldarin. From ?AR come: Q harya- possess; harma treasure, a treasured thing; harwe treasure, treasury; haryon (heir), prince; haran (pl. harni) king, chieftain (see TA). N ardh realm (but Q arda < GAR); aran king (pl. erain). Dor. garth realm, Garthurian (Fenced Realm = Doriath), garon lord, may come from ?AR or GAR.

From GAR: Q arda realm - often in names as Elenarda 'Star-kingdom', upper sky; armar pl. goods; aryon heir, arwa adj. (with genitive) in control of, possessing, etc., and as semi-suffix -arwa, as aldarwa, having trees, tree-grown. N garo- (gerin) I hold, have; gam 'own', property. GARAT- Q arta fort, fortress. N garth: cf. Garth(th)oren 'Fenced Fort' = Gondolin - distinguish Ardh-thoren = Garthurian.

?AR- Корень ?AR "иметь, держать, владеть" и родственные ему GAR, GARAT, GARAD в эльдарине сильно смешались. От ?AR происходят: Q harya- обладать, владеть
harma сокровище, ценная вещь.
harwe сокровище, сокровищница
haryon (наследник), принц [тут уместен еще и князь -КК];
haran (pl. harni) король, (военный) вождь (см TA).
N ardh королевство, государство, царство (но Q arda < GAR);
aran (pl. erain) король.
Dor. garth королевство, государство, царство, Garthurian (Огражденное Королевство = Doriath)
garon лорд, возможно происходит от ?AR или GAR.

От GAR:
Q arda королевство, государство, царство - часто в таких названиях, как Elenarda "Царство звезд", верхнее небо;
armar pl. вещи, товар, добро (почти калька с английского goods! - КК)
aryon наследник
arwa adj. (с генитивом) во владении ч.-л., имея что-то и т.д., и как полусуффикс -arwa, например: aldarwa, со многими деревьями, заросшее деревьями.
N garo- (gerin) имею, держу, владею
gam "владение", собственность, достояние.

GARAT-
Q arta форт, крепость
N garth: ср. Garth(th)oren "Огражденная крепость" = Gondolin - в отличие от Ardh-thoren = Garthurian.

плюс: Мы знаем, что ar- означает "благородный, высокий (перен.), возвышенный), ср. Арвен, Аратар, arquen, Ар-Мелиан (из "Лэйтиан", более фамильярное обращение к королеве, чем toril), Артанис, Арафинвэ.

плюс: есть слово, обозначающее благородство и возвышенность, но не связанное ни с владением, ни с властью:

BARAD- [Added: is blended with BARATH, q.v.] *barada lofty,
sublime: [added: ON barada, EN baradh, steep;] Q Varda, chief of the Valatari, spouse of Manwe; T Barada [>Baradis]. [Struck out: ON Bradil, EN Bredhil (*b'radil-).] *b'randa lofty, noble, fine: T branda; ON branda, EN brand, brann (whence brannon lord, brennil lady); cf. name Brandir (brand-dir: see DER).

А есть означающее только владение и власть:

KHER- rule, govern, possess. Q heru master, heri lady; hera
chief, principal. ON khero master. khiril lady; N hir, hiril. N herth
household, troop under a hir, cf. Bara-chir [BARAS]. Cf. N hervenn husband, hervess wife [BES]. Q heren fortune (= governance), and so what is in store for one and what one has in store; herenya fortunate, wealthy, blessed, rich; cf. Herendil = Eadwine.

Первое - благородный сам по себе, второй - опять же владение и управление. Обратите внимание на нолдорские производные hervenn и hervess - буквальный перевод был бы "господин" и "госпожа", а не "лорд и леди", потому как тут задействован корень BES, свадьба, венчание. Еще буквальней - "муж и жена".

Помимо всего прочего, hir имеет herth, то есть чадь, свой как бы клан. Household - это те, кто живет в доме хозяина, связан с ним близкими отношениями (не обязательно родственными). Слово опять же родственно владению, имуществу, управлению, богатству. Просто буквальное, до этимологии, соотвествие английскому слову.

Итоги подведем. У эльфов правитель и предводитель называются разными словами и различаются. В целом картина выходит такая, что раздача земли вторична по отношению к личным связям.

Феанорингам и Финроду земли даровал не Финголфин, а Тингол - но Верховным Королем они считают Финголфина. Однако это случай единичный и межнациональный.

Устройство королевства Финрода показывает, что кто землю дал, тот и сеньор. Или - кто признал сеньора, тот ему и землю отдал во власть. Это, видимо, нолдорская модель.

Вообще у Толкина чистой воды идеальный феодализм. Вроде бы и пирамида вассалитета есть - но и куча привилегий и исключений (синдар, живущие в нолдорских королевствах). Вот, скажем, народ Аннаэля (того самого, который воспитал Туора) - живут себе в Митриме, который часть Хитлума, владения Финголфина и Фингона, никому не подчиняются толком, сами синдар, идут на войну под знамена нолдорского Верховного короля Фингона.

А у Тургона в Гондолине и на квэнья говорят, и Тингол ему не указ - землю-то он взял сам, королевство замкнутое, и все внешние влияния ему пофиг, кроме тех, которые он решит допустить. Вроде подчинения власти Верховного короля.

Какой я из этого длительного прогона делаю вывод? а такой, что у Толкина, как водится, все на месте. только переставлено справа налево. Для европейского феодализма первично владение землей, каковое и обуславливает вассальные и прочие отношения. В Средиземье первичны отношения - а землю дают потом, как приложение. Потому что жить надо, есть-пить-одеваться. А это все берется не из воздуха, а от земли.

Еще о людях и землях, которые раздают эльфийские короли (глава "О приходе людей на Запад"):

The people of Beor came to Dorthonion and dwelt in lands ruled by the House of Finarfin.

Народ Беора пришел в Дортонион и жил в землях, управляемых Домом Финарфина

Вот так - пришли себе и жили? Народ Беора, который стал вассалом Финрода? Не Аэгнора, не Ангрода - Финрода. Дортонион, отметим, не просто что-то там, а владение Дома Финарфина. А глава этого Дома в Средиземье - Финрод.

Now Brethil was claimed as part of his realm by King Thingol, though it was not within the Girdle of Melian, and he would have denied it to Haleth; but Felagund, who had the friendship of Thingol, hearing of all that had befallen the People of Haleth, obtained this grace for her: that she should dwell free in Brethil, upon the condition only that her people should guard the Crossings of Teiglin against all enemies of the Eldar, and allow no Orcs to enter their woods.

Ныне король Тингол заявил свои права на владение Бретилем, хотя тот и не входил в Пояс Мелиан, и склонен был отказать Халет в нем (в праве жить там - КК). Но Фелагунд, который был дружен с Тинголом, услыхав обо всем, что случилось с народом Халет, добился для нее этой милости - что она будет жить свободно в Бретиле,при условии, что ее народ будет охранять Перекрестья Тэйглина против всех врагов эльдар, и не позволит ни единому орку проникнуть в эти леса.

Now Hador Lorindol, son of Hathol, son of Magor, son of Malach Aradan, entered the household of Fingolfin in his youth, and was loved by the King. Fingolfin therefore gave to him the lordship of Dor-lomin, and into that land he gathered most of the people of his kin, and became the mightiest of the chieftains of the Edain.

Ныне Хадор Лориндол, сын Хатола, сына Магора, сына Малаха Арадана, в юности вошел в дом Финголфина, и снискал любовь короля. Потому Финголфин отдал ему власть над Дор-ломином, и в той земле Хадор собрал большую часть своего народа, и стал могущественнейшим из вождей эдайн.

Вот и еще любопытный фрагмент о владении землей по наследству. "Нарн иХин Хурин", разговор Хурина и Морвен:

And if we gain our ends, then the Elven-kings are resolved to restore all the fiefs of Beor's house to his heirs; and a high inheritance will come to our son.

И если мы отвоюем свои земли (букв. "отыграем наши границы" - КК), тогда эльфийские короли решили восстановить все фьефы дома Беора для их наследников, и высокое наследие достанется нашему сыну.

Обратим внимание - снова фьеф, и по фразе судя, их у беорингов было много... Но при чем тут сын Хурина? а вот при чем - прямые наследники Беора по мужской линии погибли. Берен в этих делах более не участвует. но судя по родословию из 11 тома, Беорингов довольно много. Однако прямым наследником Берена является Турин - внук его старшего двоюродного брата. Что же за фьеф выходит в наследство Турина помимо Дор-Ломина?

As the time lengthened the heart of Morwen grew darker with fear for her son Turin, heir of Dor-lomin and Ladros;

Время шло, и на сердце у Морвен делалось все темнее от страха за ее сына Турина, наследника Дор-ломина и Ладроса.

Ладрос, если посмотреть на карту - это обширная долина на северо-востоке Дортониона, открывающаяся на Ард Гален. Один из немногих проходов в Дортонион. Видимо, это домен рода Беора.

0

3

Далее следует огроменный прогон, который базируется на текстах, но включает изрядно аналогий и домысливаний, а потому может быть оспорен. Я там не привожу источников и цитат, а также не называю исторических и мифологических аналогий, на которые опираюсь, - чтобы не перегружать, но при необходимости все укажу.

Прогон сей включает в себя рассуждение о королевской власти у эльфов, ее наследовании, смертности Диора, магии, королевском даре и прочих возвышенных материях. Сопровождается началом прогона об именах нолдорских князей и королей.

Значит, я начну рассуждение с двух разных слов, которыми у эльфов обозначается король. Итак, Ингвэ, Финвэ и Эльвэ - вожди эльдар, ставшие впоследствии королями. Для обозначения короля в эльфийских языках етсь два слова - aran и tar. Первый, как скзаано в этимологиях, есть правитель страны, второй - вождь народа. О структуре понятий власти и владения пи прочей самантике власти подробно было скзаано Эдриксоном в докладе на Третьем Толкиновском смеинаре в СПб, и этот доклад скоро, надеюсь, станет доступен широкой публике.

Посмотрим, в какой момент aran делается tar. И наоборот.

Но сначала вспомним еще одно употребление слова tar - это часть некоторых именований валар - например, Aratar (ar- - высокий, в смысле - высший), Kementari, Elentari. То есть эльфы называют валар, которые Силы, Власти и Престолы Арды, титулами, подразумевающими власть и правление - чем? Одной из ardar, малых княжеств, составляющих в совокупности всю сферу Арды - таких, как, скажем, Elenarda, звездный свод. Сила валар (это выражение тавтологично, валар и есть силы!) течет во всей Арде, независимо от места их нахождения. Манвэ может сидеть себе в своих чертогах на Таниквэтиль, но воздух и ветер, его стихия, существуют и одушевляются им по всей Арде.

Равным образом сила Йаванны есть плодородие земли в любой точке Арды, даже самой удаленной от Валинора. Для силы валар расстояние не имеет значения.

Манвэ - Изначальный Король Арды, the Elder King. И старший, и самый древний, и тот, кому следует подчиняться в силу его "первородства" - таково в целом значение этого слова в данном контексте. Король королей, так сказать. Но его отличие от всех королей эльфов ли, людей ли, гномов ли, в том, что он не вождь. Он - Король, чья сила хранит и оберегает ВСЮ АРДУ, но он в силу повеления Эру, от которого исходит право Манвэ на власть, не может править народами.

Однако от него эльдар получают землю в Амане. Землю - но не власть. В тот момент, когда Ингвэ, Фннвэ и Олвэ получают землю для поселения своих народов, они становятся не только tari, но и arani.

Власть вождей и королей Воплощенных - от Эру. Однако именно Манвэ возвещает волю Эру - и он же благословляет королей на царствование и владение землей. А далее уже эльфы сами выстраивают свою иерархию, и считают Ингвэ Верховных королем ВСЕХ ЭЛЬФОВ. По какому праву? А по банальному старшинству (помните словечко elder?).

Контрольный экземпляр - Тор Тингол, король Дориата, aran Sindaron. Он получает свою власть над землей благодаря своему путешествию в Аман и своей жене. Тут Толкин неявно, но отчетливо вводит мотив "невесты-власти" - те самые полцарства в приданое для сказочного героя, который женится на царевне. Власть Тингола над землей освящена его женой, майей Мелиан. То есть Тингол становится Tor тоже с вышнего благословления. И границы Дориата очерчивает тоже не сам Тингол - их определяет Мелиан своим защитным Поясом. Землями вне Пояса Тингол владеет постольку, поскольку является королем (tor) для живущих на тех землях (aran). Или постольку, поскольку является по умолчанию королем всего эльфийского Белерианда - см. случай Бретиля, который Финрод испрашивает у Тингола для халадинов.

Вообще эльфийские короли, выходит, получают землю во владение от валар и иже с ними, либо друг от друга. А власть - от Единого. Ср. с ситуацией устроения земель в Белерианде, описанной мною в прошлом письме.

Иерархия у эльфов. Ну да, идею Верховного короля нолдор принесли из Амана - да Тингол о том осведомлен. И Ингвэ и по сю пору :-) Верховый Король всех эльфов. То есть развившаяся в Белерианде у нолдор система вассалитета (Верховный король - короли - вассальные князья) всего лишь продолжает аманскую иерархию - с Верховным королем и Изначальным королем, то есть Манвэ, которые связаны тем, что Верховный король эльдар получил землю от Изначального Короля, правящего "народом валар" (куда включаются все валар и майяр). Ср. - Верховный король нолдор в изгнании получает землю от короля, правящего народом Белерианда. Попутно Ингвэ - король ваньяр, Финвэ - король нолдор (замечу, что Финголфин становится Верховным королем Изгнанников), Олвэ - король тэлери. Но есть еще Эльвэ, король синдар...

Тут вот что интересно - расщепление и наследование власти. Принцип старшинства во власти заложен изначально - Ингвэ король ВСЕХ эльфов потому, что он первый и старший. По идее король всех тэлери - Эльвэ. Но он не идет в Аман! Тогда вместо него королем аманских тэлери становится его брат, следующий за Эльвэ по старшинству - Олвэ. Ветви разделились, в Амане Тингол не король, и никто из тэлери ему не подчиняется. Эльвэ и Олвэ некоторым образом уравнены своим королевским саном, хотя остаются старшим и младшим по родству.

Далее мы видим нолдор. Финвэ мертв, что делать с королевской короной? Снова происходит расщепление - право на королевскую власть у Феанора, старшего и первого из сыновей Финвэ. Но нолдор делятся - Феанор уносит свое право в Средиземье, а королем оставшихся С САНКЦИИ валар становится Финарфин.

Средиземский король нолдор НЕ ИМЕЕТ прав на власть над оставшимися в Амане. Но и власть Финарфина, короля тирионских нолдор, неполна - он король части народа. Так полнота королевской власти Финвэ делится между его сыновьями.

Дальше еще круче. Феанор погибает. Кто должен стать королем - старший, Финголфин, или первый, Маэдрос? По разным причинам (мы их рассматривали ранее, в другом обсуждении) нолдор выбирают передачу верховной власти над Изгнанниками в виде лествицы. То есть наследует старший в роду, при этом тот, чей отец не был верховным королем, права на власть уже не имеет. То есть финарфининги исключены из лествицы. (я тут описываю лествицу по древнерусской модели, там она была отшлифована до блеска, другого такого же незамутненного примера нет).

Поясню пример вот таким образом: Тургон стал Верховным королем после своего старшего брата Фингона. Тургон был одновременно королем Гондолина. Наследником Тургона по титулу Верховного короля был сын Фингона Эрейнион (я придерживаюсь этой версии). А наследником гондолинской короны был сначала сестрин сын Маэглин, затем сын дочери Эарендиль (причем сын дочери имеет преимущественное право, как прямой потомок). Ни Маэглин, ни Эарендиль прав на титул Верховного короля нолдор не имеют вообще.

Что же в Дориате с властью и ее наследованием? А вот интересная вещь. После смерти Тингола Мелиан должна уйти, соответсвенно, граница Дориата падает. Наследник Тингола - не его младший брат Эльмо, а его внук Диор, сын дочери (ср. ситуацию Тургона). Причем никаких вопросов по поводу королевского права Диора даже не возникает. Он берет в жены - еще раньше - деву из королевского рода - Нимлот из рода Эльмо. Это воссоединение рода, мотив "волшебная невеста" - но полцарства не ее приданое (она не имеет на него прав), а наследство Диора.

(отступление о судьбе Диора)
Диор - смертный. Во-первых, он родился через пять лет после того, как Берен и Лютиэн восстали из мертвых, и на момент его рождения и отец, и мать были смертными. Во-вторых, Диор погибает примерно в 40 лет (по разным хронологиям плюс-минус два-три года). На момент его смерти его старшему сыну от 8 до 12 лет - в некоторых версиях Элуред и Элурин (Эльборон и Эльберет :-), Эльдун и Эльрун) близнецы, в других один старше другого на 2 года. То есть темп жизни Диора вполне людской - в сорок лет у него трое детей, женился он в возрасте от 25 до 30, и несколько лет правил королевством. А у эльфов даже в Средиземье срок совершеннолетия около 50-ти. Является ли Диор полуэльфом? Вряд ли. Полуэльфы Эльронд и Эльрос в 58 в расцвете сил, Эарендиль тоже живет во вполне эльфийском темпе.

Так вот, то, что смертный человек Диор изначально носит имена Элухиль и Аранэль, говорит только о том, что он - законный наследник Тингола. И смертный там или еще какой, а против закона не попрешь, и эльфы не прут, ни в Дориате, ни в Гондолине.

Нет никаких препятствий к тому, чтобы сын человеческий правил эльфами. А уж потомкам эльфов сам Бог велел править людьми :-) - и кивок в сторону Нуменора и Объединенного Королевства :-)
(конец отступления о Диоре)

Возвращаясь к Тинголу и Мелиан, или почему у эльфов не может быть Правящей Королевы? А потому, что король - всегда мужчина. Зовите меня мужской шовинисткой, но во главе королевства нормальным образом стоит мужчина, король. Нуменорские королевы стали правящими по двум причинам: Нуменор был защищен как своим географическим положением, так и благословением Единого и валар, и Тар-Алдарион не хотел передавать власть своему племяннику Соронто, а сыновей у него не было, ибо он развелся с женой. Извечный король, напомню, Манвэ. Именно он король Арды, а не Варда, при том, что именно Варда вносит в Арду Свет Незапятнанный (согласно "Айнулиндалэ" из 10 тома). Так что советники Эарниля Гондорского мудро проигнорировали пункт о праве Арведуи на корону Гондора как право наследника Исилдура, и сосредоточились на неправомерности наследования королевской власти по женской линии - иначе им пришлось бы признать, что Анариони правили не как полноправные короли. Однако тем самым они немудро просвистели шанс на воссоединение Королевства.

Так вот, нормальный король должен быть женат, у него должна быть королева. Иначе его власть ущербна. Жена Финголфина Анайрэ осталась в Валиноре. Насчет жены Фингона ничего не известно, хотя у меня есть версия. Жена Тургона погибла. Невеста Финрода осталась в Валиноре. Маэдрос не женат. Жена Феанора не пошла за ним еще задолго до Исхода - они разошлись, когда Феанор был изгнан из Тириона. Все устроители нолдорских королевств одиноки. Если следовать версии, что Гиль-галад - сын Фингона, то королева была только у Фингона. Ородрет, который женился в Средиземье, к моменту своего восшествия на престол - вдовец. Из всех белериандских королей один Тингол нормально женат...

К тому же только Мелиан носит титул Toril. Другие синдарские королевы зовутся иным словом.

В нолдорине по Этимологиям королева зовется не женским родом от aran или tar, а rian, "венчанная". Хотя слово tari, королева, есть в квэнья. То есть что я тут вижу? У валинорских эльфийских королей есть королевы, и их титул - tari. А у нолдорских королей в Белерианде королев нет, и слова такого нет, а есть слово rian, которое обозначает жену короля. Подвижка понятий налицо. Кстати, Гил-галад тоже не женат.

Дела обстоят так, что королева есть носительница власти, которую может осуществить только король. Power of queen осуществляется королем, преломляется через power of king, дополняет ее.

О чем это говорит? о том, что власть Tar egledruir, Короля Изгнанников, ущербна изначально. А власть Тор Тингола и его Ториль Мелиан полна и благословенна.

Король владеет землей, если может ее защитить. И наоборот - та земля, которую защищает король, принадлежит ему. Это следует из приведенных мной в прошлом письме цитат и примеров. Вообще власть землевладельца распространяется только на те земли, которые он защищает. Кстати, вот и ответ на вопрос о претензиях Маэдроса на власть в самом конце Первой Эпохи - Маэдрос претендовал на власть над теми, кто, независимо от национальности, жил на землях, которые он защищал.

От чего защищает свою землю король? Прежде всего - и в Первую эпоху в Белерианде это явно - от внешнего врага в виде орков и всякой дряни, нападающей с оружием и черной магией в лапах. Ср. арагорновых Следопытов, которые защищают Арнор от всякой нечисти и страшных тварей. Таки Арагорн там королевский долг выполняет, а не просто так по заставам и границам бродит. И дед его, Арадор, троллей гонял, и отец, Араторн, орков...

Далее, эльфийский король оберегает свое королевство от морготовой порчи. Моргот, как известно, всю материю ухитрился собой заразить. В Амане заражение минимально, там течет благая сила валар, которая это его заражение и искажение компенсирует. В Дориате и Лотлориэне перед искажением поставлен волшебный барьер, злу Моргота нет туда доступа снаружи. Вообще сам факт, что в какой-то местности живут эльфы, уже исцеляет землю от морготовой порчи по мере сил этих эльфов. То есть сила эльфа-землевладельца течет в пределах его владений, восполняя искажение, исцеляя. Эльфийский король делает это со своим королевством в целом. Его сила, имеющая источник в нем самом, плюс праведность его власти (а это и есть благословенность) защищают землю от Моргота. Именно поэтому взор Моргота не может найти Гондолин, не может найти Нарготронд, не может проникнуть за Пояс Мелиан. Сила эльфийского короля хранит от зла его землю.

Тут уместно ввернуть пару слов о Кольцах Власти, которые Rings of Power. Ведь что делают эльфийские кольца? А то же самое, что эльфы и эльфийские короли - исцеляют зло, исправляют в доступных пределах искажение, препятствуют проникновению на подзащитную территорию зла. См. объяснения Галадриэли насчет ее кольца и Лориэна. Однако хитрый Саурон именно через Кольца, которые он замкнул в единую систему, и может пролезть за барьер, Кольцом поддерживаемый. И опа... Ни Элронд не король, ни Галадриэль с Келеборном не король с королевой, так что без Колец так долго удерживать свои земли в чистоте и целости в Третью Эпоху они не смогут...

Кстати, именно отсутствие короля заставило эльфов Эриадора уйти в начале Третьей Эпохи. Синдарские короли еще поддерживают и оберегают Зеленолесье и Лаурелиндоренан, но нолдор уже не могут жить в остывшем и пораженном искажением мире без помощи королевской силы. Поэтому нолдор остается мало - в Ривенделле у Элронда немного, в Лотлориэне у Галадриэли совсем чуть-чуть, и, возможно, у Кирдана в Гавани немножко. Нолдор в Третью Эпоху приходится тратить слишком много сил, чтобы просто жить, мир слишком сильно остыл для них.

Вернемся, однако, к Белерианду и его королевствам. Что следует из того, что власть нолдорских королей изначально ущербна? а то, что в их защите есть брешь. И Моргот ее находит. Оба короля Хитлума погибают на поле боя. В Нарготронде происходит мятеж - эльфы отказываются от верности королю, король погибает. Второй король Нарготронда отдает власть человеку, над которым тяготеет проклятье и который полностью лишен эстель. Гордыня какового и приводит к крушению Нарготронда - невзирая на предупреждение Ульмо. Гондолин рушится из-за а) нерешительности и слабости Тургона, б) темной страсти Маэглина. И так далее... Дориат губит гордыня короля (я имею в виду Тингола, который прикипел сердцем к Сильмариллу). Феаноринги только завершили дело.

То есть всегда есть внутренняя, внутриэльфийская причина, которая открывает дорогу Морготу. Это помимо внешней, то есть неполноты королевской власти. Откуда берется эта самая сила-власть?

Я так думаю - вся сила и власть производны от Единого. Дано всем. Эльфам - природно дана сила творить чары, это их ability. Король имеет королевский дар - способность править и проявлять данную ему по праву силу-власть. Отсюда следует необходимость законности его власти и благословенности оной. То есть в добавление к своей личной силе эльф-король благодаря своей способности к власти имеет еще и силу королевскую, которая от Единого, по факту коронации (естсественно, коронация должна быть по праву!). От того, насколько праведен король, то есть насколько он блюдет свою правду, зависит благополучие его страны и народа.

Кстати, власть Маэдроса, стань он королем, была бы с огроменнейшим изъяном, потому что он связан жуткой клятвой. Его увечье - это знак его ущербности как властителя. Опять все наоборот - в кельтской традиции, например, увечье Нуаду является причиной его отречения, здесь же только знаком.

Благословение нуменорских королей - из той же серии. Учтите еще такую вещь - нуменорский король одновременно первосвященик. Так сказать, "священник вовек по чину Мелхиседека" :-) Именно свое священство презрели поздние короли, с Ар-Адунакхора начиная. Именно с того момента, как понятия Верные и Люди Короля, верность Единому и верность королю, разошлись, началось падение Нуменора.

Еще о людских королях и их силе, хранящей землю. Кто помнит, что находилось на горе Халифириэн, она же Амон Анвар? Почему клятву союза у федератов-Эотеод наместник Кирион принимает именно там? Ответ прост, хотя вернуться придется аж к Исилдуру (см. попутно всякие приложения к "Кириону и Эорлу" в UT, а то придется много цитировать).

После победы над Сауроном Исильдур проводит целых два года в Гондоре. Что он там делает? А вот что:

- устанавливает поклонение Эру по нуменорскому образцу.
Вместо Менельтармы - Миндоллуин (именно там Арагорн нашел заброшенное святилище и росток Белого Древа).
- сажает Белое Древо из последнего семечка (устанавливает
непрерывность и преемственность традиции и права на власть). - устанавливает Завет Исильдура. То есть погребение праха Элендиля, первого короля и основателя династии, в центре Гондора (см. Приложение к "Кириону и Эорлу").
- посвящает в тайны королевской власти Менельдиля, сына Анариона.

При этом его собственный сын и наследник после гибели старших сыновей Валандиль родился в его отсутствие и отца так и не увидел. И никаких аналогичных распоряжений для Арнора Исильдур, последний носитель нуменорской законной королевской власти, не сделал. Собственно, Исильдур - это последний нуменорец. Менельдиль - последний рожденный в Нуменоре, родился за год до Падения. Все старшие вожди погибли. После смерти Исильдура Арнор так и остается сам по себе. Преемственность тайного знания о сути королевской власти утрачена. В чем могла заключаться эта тайна? Вспомним, что король Нуменора был одновременно и единственным священником, посредником между Эру и людьми. И именно это и было утрачено в Арноре (вот это да, рукоположение они наследникам передавали, что ли?). Я считаю, что знаком этого посвящения было право клясться именем Элендиля, славой Нуменора, валар, сидящими на тронах Запада, и Единым, который вечно пребудет превыше всех тронов (см. Клятву Кириона). Тут еще один момент. Знак королевской власти в Арноре - серебряный скипетр и Элендильмир. Элендильмир утрачен, пропал, сгинул после смерти Исильдура. Валандиль надевает другой венец - сделанный для него эльфами. Преемственность духа и символа прервана. Поэтому Арнор и разделился на три части, поэтому не устоял, поэтому королевский род хотя и не прервался, но почти перестал быть королевским и государство погибло. А в Гондоре королевский род прервался, но государство осталось. И неслабое государство, замечу я вам.

Так почему Амон Анвар? Это центр королевства Гондор. Кстати, желающие могут посмотреть по карте пределы Гондора и не предъявлять более претензий к Арагорну за его войны в начале Четвертой Эпохи :-) В центре королевства - прах короля и камень над ним, как утверждение центра земли. Прямо ирландский королевский камень. Но духовный центр королевства - на горе Миндоллуин. Миндоллуин - слабая замена Менельтарме, и святилище не на вершине, а у границы снегов, на вершину людям хода нет после Аталантэ.

Исильдур устанавливает центр, проводит границы королевства, следуя правде Короля. Парадокс в том, что сам Исильдур нарушил Правду Короля, когда взял Кольцо.

Поэтому выбор между для Гондора связан именно с Правдой Короля, то есть с правом короля на власть - чем оно определено. Кастамир, который презрел закон, начал разрушение Гондора и конец династии.

В Арноре послевоенного установления границ не было. Преемственность нарушена по ритуалу, но не по крови. Кстати, Исильдур, взявший Кольцо, мог бы передать только ущербную власть - если бы не раскаялся и исправил содеянного. Первый арнорский король, Валандиль, воспитан эльфами - как и первый нуменорский король Эльрос.

В Гондоре нарушена преемственность по наследству, в Арноре - по ритуалу. Поэтому в Гондоре сохранилось государство, а в Арноре кровь королей. В Гондоре - закон, в Арноре - благодать.

Гондор наиболее близок Нуменору - он никогда не прерывал связи с метрополией во Вторую Эпоху, был мало затронут разрывом с валар и черными культами (типа того, который ввел Ар-Фаразон). В Гондоре сохраняется нуменорский обычай погребения королей. В Гондоре больше городов и крепче центральная власть, меньше отношений вассальных и больше - подданства. Вольности и привилегии королевского вассала имеет, судя по всему, только князь Дол-Амрота.

А в Арноре все куда более архаично. Там не войско, а дружина. Там ближе эльфы, ближе древность и архаика Первой Эпохи. Там более независимы местные племена - те же хиллмены, например. Хоббиты получают землю во владение на условиях признания верховной власти короля Артэдайна (еще один пример наделения землей на улсовиях вассалитета, но это отдельная история). Больше сепаратистских тенденций - поэтому и делится Арнор на три части так легко. Кроме того, до 1300 года Арнор не ведет войн - в отличие от Гондора, который с самого начала обречен воевать то с Харадом, то покорять в очередной раз Умбар, то отражать нападения с востока. То-то среди королей имеется по два Ромендакиля, Хьярмендакиля и Умбардакиля, да и вообще имена у них: Тараннон Фаластур - Владыка Врат, Повелитель Побережий; Хьярмендакиль - Победитель Юга; Нармакиль - Огненный Меч; Калмакиль - Меч Света; Ромендакиль - Победитель Востока; Тэлумехтар Умбардакиль - Небесный Воин, Покоритель Умбара; Калимехтар - Воин Света. Король тот, кто может защитить свою землю! И все имена, что характерно - квэнийско-нуменорские. А в Арноре - синдаринские.

В Гондоре сохраняется королевство, в Арноре - королевская кровь. Это дом, который разделен в себе. Кстати, господа, кто еще думает, что Эльронд пошел по стопам Тингола и дал Арагорну непосильное и излишнее задание? Судьба потомков Арагорна - а следовательно, и Арвен - зависит от того, сможет ли Арагорн воссоединить разделенное. Гондор без короля обречен. Но и король без королевства не может. "Тяжко телу без головы, а голове - без тела" - "Слово о полку Игореве"

0

4

Дополнение

Antrekot - Замечание по ходу. Where his power runs - это облагороженное where his writ runs (замена примерно 14 века) - то есть, там где действительна/куда доходит его подпись, его приказ. К сакральной королевской власти это имеет очень небольшое отношение.
Катерина Кинн - Спасибо за напоминание, Антрекот, отталкивалась-то я от него, а в текст потом не внесла. забыла... Какое отношение имеет выражение "his powers run" к королевской власти? А такое, что у Толкина простые вещи и штампы выносятся из области идиом в реальность. Сказано, что трава в Рохане зеленая - так и зимой Арагорн с Леголасом и Гимли видят в степи зеленую траву, хотя она зимой должна быть в степях пожухшей, желтой, и никак уж не стоять по пояс :-), а лежать, прибитая осенними осадками. У Шиппи приводится множество таких примеров. Есть еще один момент, я тоже забыла его внести, хотя не так давно обсуждала его с Ниэрнассе - о течении королевской власти Гиль-галада. Это в тексте "О Кольцах Власти". В поэтике Толкина очень много таких моментов, когда посредством метафор и сравнений создается зримая картина "мистического" плана событий (неточные, неправильный слова!) - что-то вроде картинки из Незримого Мира, с-той-стороны. Самые выразительные примеры - описание поединка Финголфина и Моргота и описание Войны Гнева в "Сильмариллионе". Но и по млеочи рассыпано несчетно. Так вот, к чему это я? К тому, что и тут власть (power у Толкина имеет очень непростую дистрибуцию в текстах) определяет границы подзащитных земель. Докуда течет - дотуда твое. Собственно, что я и сказала. Тему о поэтике можно развить отдельно. А фрагмент о Гиль-галаде - следует внести в основной текст.
Antrekot - Да нет, про power-то понятно. Я говорю о другом. О том, что изначальый термин к сакральной власти отношения не имел. То, что Толкиен - возможно - это значение ему придал, это другой вопрос. Но в англо-саксонской, да и в норманнской традициях этого значения у данного выражения не было - хоть хроники посмотрите. Понимаете, для того, чтобы все это имело железобетонный вид, надо как-то разграничить три вещи а) собственно традицию б) как Толкиен видел эту традицию (это очень существенное различие) с) как он преломлял ее для эльфов Пока что оно все в значительной мере в одну кучу.
Катерина Кинн - Антрекот, когда я этот поток размышлений приведу в указанный вами порядок, это будет статья. А пока Я с каждым замечанием осознаю, что введение о методе будет грандиозных размеров :-) О значнеии термина - так да, именно! В релаьности нкиакого скрального значения у этого выражения нет. Оно появляется только в толкиновском ардическом контексте. Вообще о поэтике ТОлкина надо отдельную статью писать... а) собственно традицию б) как Толкиен видел эту традицию (это очень существенное различие) с) как он преломлял ее для эльфов Со вторым пунктом будет большая проблема :-) Кто ж его знает, что конкретно думал Толкин по этому вопросу? Ясно, что какое-то представление у него было, потому что в тексте просматривается некая система. Да и вообще должно было быть у него предсталвение. Но, судя по словоупотреблению, которое к какой-то фазе развития его ардического комплекса стало весьма четким, а потом снова стало размываться (видимо, готовилось перейти в другую стадию) - было у него представление, было. Вычислить его в общих чертах, видимо, можно. Тут еще надо учесть, что Толкин вовсю использует мифологические парадигмы и шаблоны, которые уже содержат в себе некие естественномифологические (если можно так сказать, в отличие от искусственно-мифологических толкиновских) базовые представления. Эдакие культурные универсалии. Не могу не отметить, что у того же Фрэзера приведено множество примеров с сакральным правителем и сакральностью власти. Толкования у него, конечно... да... Но компиляция вполне добротная. В общем, пункт два - предположения, анализ текста и всяких "-измов и влияний" :-) Ну а пункт три и есть самый интересный, поэтому начала я с него.
Antrekot - Кинн, вообще-то, если мне не изменяет память, в данной конкретной дискуссии спор шел не столько о внутреннем авторе (который не поминался вовсе), сколько о "where his power runs" и о том, что в англо-саксонских источниках упомянутого Вами сакрального значения у данного словосочетания не было. То есть о том, что это не "где течет его сила", а "куда достигает его юридическая власть" (первоначальное "where his writ runs" - "где действуют его законы/принимаются к исполнению его письменные приказы"). И это как раз Вы говорили мне, что Толкиен наделил этот сугубо юридический термин сакральным значением. Внутренний автор тут совершенно ни при чем.
Идея о том, что человек Толкиен воспользовался человеческой же терминологией, казавшейся ему наиболее подходящей для описания нечеловеческих по существу отншений внутри эльфийского общества, была выдвинута именно в связи с такого рода разночтениями - и тоже не имеет никакого отношения к теории "внутреннего автора".

Комментарии

Kurt: "Добавлю (спором о полномочиях Единого и Валар навеяло), что по большому счету (да и по маленькому) ни формального законодательства, ни юриспруденции, ни "государства как системы контролируемого насилия" у эльфов нет. более того, государства вообще, можно сказать нет.
Король/Королева (кстати, заметим, что именно королевская супружеская пара делает средиземские королевства по настоящему полноценными, как мне кажется, именно поэтому "простые" владыки Келеборн и Галадриэль сильнее/державнее/правее многих настоящих королей нолдор) не надзирают за своими подданными и вообще не учат их жить. Только в исключительных случаях, когда требуется провести суд и назначить наказание, эльфийский король занимается делами, которые не имеют отношения к войне/внешней политике. Во всем остальном - он такой же эльф, как и все остальные, только сильнее остальных. Тут, кстати, можно вспомнить "идеальный госстрой по Толкину" - анархия/неконституционная монархия. И госустройство Шира (хоть там и далеко не эльфы живут, но ведь у эльфов все это будет на 10 порядков эффективнее), между прочим, тоже вполне этой схеме соответствует"

На замечания Raisa по поводу перевода слова fee, с которым ассоциируется феодализм, К. Кинн ответила: "fee: 1. Гонорар, вознаграждение, жалование. Tuition fee - плата за обучение. 2. Чаевые 3. Взнос 4. Сбор, пошлина. Custom-house fee - таможенный сбор. 5. (ист.) лен, феод, феодальное поместье."
Raisa в другой раз заметила: "Мне кажется, вы искусственно смешиваете для Белерианда понятия "позволили жить на какой-то земле/даровали землю" и "стать вассалом", на основании аналогий с нашей средневековой историей. Вот халадинам позволили жить в Бретиль. Они что, стали вассалами Тингола, вообще чьими-то вассалами? :) А что они охраняют перекресток Тейглин - так они бы его и без всякого соизволения Тингола охраняли.:)
А Эол, получив позволение жить в Нан-Эльмот и отдав меч, сожалел не о том, что стал вассалом Тингола, а потому что меч ему стало жалко. Хороший был меч, красивый.:) Кстати же, по поводу Эола. Мне стало интересно, откуда вообще попала в "Сильмариллион" эта фраза. Ответ нашелся быстро. "The original text had 'Of old he was of the kin of Thingol, but he loved him not, and when the Girdle of Melian was set about the Forest of Region he fled thence to Nan Elmoth.' In a passage of the 'Turins Saga' which was excluded in Unfinished Tales (p. 96 and note 12) because it had been used in The Silmarillion (pp. 201-2), it is told that Eol gave the sword Anglachel which he had made 'to Thingol as fee, which he begrudged, for leave to dwell in Nan Elmoth'. ("Маэглин", XI HoME)

Так что эта фраза - из "Нарн и Хин Хурин"; а вариант этот - не единственный - согласно другому варианту, как мы здесь же видим, Эол просто не взлюбил своего родича Тингола и после установления Завесы Мелиан скрылся в Нан Эльмот. "

*На это Катерина Кин ответила основательно: "Я недостаточно ясно сформулировала в своем рассуждении момент о земле. Дело в том, что дарование земли (в случае эльфов в Валиноре, нолдор в Белерианде, халадинов в Бретиле) и вассалитет - это разные проявления одного и того же процесса.

Нолдор в Белерианде получают от Тингола землю, потому что они - его союзники против Моргота. Фактически ведь нолдорские королевства образуют защитный буфер между Ангбандом и Нижним Белериандом, где, собственно, и обитают синдар, нандор и прочие подданные Тингола. Эдакие федераты.

Халет в обмен на право жить в Бретиле дает клятву за себя и своих потомков не вступать в союз с врагами - орками и прочими. Типичные федераты... то, что они бы его и так охраняли - не факт. Не дали бы клятвы - Тингол не позволил бы им жить в Бретиле. О чем прямо сказано в "Сильмариллионе".

А вот у нолдор уже все серьезней - народ Хадора и народ Беора получают землю за службу. Само имя "Беор" значит "вассал", Ладрос - фьеф рода Беора. Хадор, впоследствии Галдор и Хурин выступают как нормальные маркграфы - "ибо он держал крепость Барад Эйтель от имени Верховного Короля". Это о Галдоре в "Нарн и Хин Хурин". Это помимо владения Дор-ломином.

Кстати, если посмотреть хронологию, то именно ко времени формирования людских феодов относится история с Амлахом и уход части эдайн обратно в Эриадор. То есть можно предположить, что вопрос о получении земли в обмен на службу встал именно тогда и решался отнюдь не в одночасье.

Об Эоле и Нан-Эльмоте. Факт тот, что за право владения Нан-Эльмотом Эол отдает меч. Каковая концепция и отражена в одном из вариантов. Другие ей не противоречат. Замечу, что во всех вариантах меч отдается Тинголу за право - на что? Уйти из Дориата (подданства?), получить лен и тому подобное. И чего было Эолу сожалеть о вассалитете? Он так и так подданный Тингола... "

Mogultaj спросил: "не мерещится ли мне, что Ингве признавался верховным правителем всех эльдар вообще, хотя бы лишь в почетно-номинальном смысле?"
*Ответ К. Кинн: "Нет, не мерещится. О приходе эльфов в Валинор: "The smallest host and the first to set forth was led by Ingwe, the most high lord of all the Elvish race". (Самым малочисленным и выступившим первым был отряд, который вел Ингвэ, высочайший из лордов эльфийского народа).

Об эльфах в Валиноре: Finwe was king in Tirion and Olwe in Alqualonde; but Ingwe was ever held the High King of all the Elves. (Финвэ был королем в Тирионе, а Олвэ - в Алквалондэ, Ингвэ же почитался всегда Верховным Королем всех эльфов)."

Принц Гоблинов заинтересовался: "в учебнике истории за 4 класс средней школы, феодализм прежде всего характерезуеться натуральным хозяйством в котором отношения определяються выплатой оброка или отработкой барщины. А что касаеться вассальной зависимости, в той форме которая изложена у Толкиена, она ещё в Римской империи была."
Катерина Кинн прокомментировала: "Уважаемый Принц, школьный учебник основан на марксистской теории четырех стадий (первобытнообщинный-рабовладельческий-феодальный-капиталистический строй), и потому я бы посоветовала этому учебнику немного отдохнуть. Вот сейчас придет Могултай и всем расскажет, какие еще общества характеризуются натуральным хозяйством, оброком или отработкой. Например, Древний Египет :-) и в Месопотамии в древние-предревние времена тоже что-то такое было.

Это невалидные признаки. Более валидны для отличения феодального строя от всякого иного - порядок землепользования, способ, которым упорядочивается социальная и властная иерархия, роль личности в обществе, роль общины."

Kurt спросил: "Катерина, скажи, что ты подразумеваешь под феодализмом, когда говоришь о нем, как о политико-экономической системе, принятой у эльфов?"
Получил ответ: "В первую очередь я имею в виду социальную организацию общества. Во вторую - сакрально-экономическое устройство. Да, именно в таком сочетании. Способ жизни на земле (в самом широкм смысле этих слов) - включащий в себя землепользование и вытекающие из этого обязательства."

Затем Kurt опять спросил: "1. А что в социальной организации эльфийского общества есть от феодализма? По-моему, ничего. Все равны. Никаких сословий нет.

2. Тем более с экономикой - ничего феодального тут не видно. Наиболее ярок "чужесть" эльфийской экономики показана в "Хоббите", в рассказе об экономике королевства Трандуила - лесные эльфы не обрабатывают землю, не торгуют, не добывают пол. ископаемые, не обрабатывают металлы и драг. камни. При этом "сокровищница его ломилась от золота, серебра и алмазов". Т.о. необходимо заметить, что элфиская экономика (способ жизни на земле) ПРИНЦИПИАЛЬНО отличается от любой людской. Как и в чем причина? Просто в том, что эта экономика - эльфийская. Как лориенский плащ, который не магический, а "просто эльфийский".

3. Вообще, можно предположить, что все феодальные термины - результат человеческого осмысления неких имеющих сходные формы, но иное содержание эльфийских обычаев. Ведь Толкин сам пишел к идее о том, что его "легендариум" - легенды людей об эльфах и прочих, а не собственно рассказ эльфов о себе. "

Келебрин писал: "Основу феодализма составляет не просто наделение землёй а договор коммендации - право на землю в обмен на службу(причём начинался он с самых низов - крестьяне передавали землю воину но тот не может обрабатывать её сам и отдаёт в _держание_ в обмен на повинности).Тингол даёт землю Изгнанникам - но это в основном земля на окраинах - то есть повинностью здесь является защита границ. Упорядоченной системы вассалитета нет - но существует и Верховный Король Белерианда(хотя явно чисто номинальный - его признавали но не подчинялись) и Веховный Король Нолдор(опять же номинально - вассал предыдущего так как получил землю от него).Плюс к тому Верховный Король Нолдор не управляет другими князьями напрямую: например сыновья Феанора подчинялись главе Дома и прямой приказ был исключён.
А вообще: к кому из эльфов применяется титул король а к кому - князь? Король - это только старший в Доме (имею в виду прежде всего Нолдор) или это определялось формальными признаками (территория, население)? Насколько я помню - Тургон и Финрод - короли(ну помимо Финголфина Фингона итд) - но нигде не помню упоминания о ком-то из сыновей Феанора как у короле - или я ошибаюсь??? "

Хроники Арды
http://arda.chronarda.ru/subject/elf_feodal.php

0


Вы здесь » Время Легенд: Жена Моряка » Библиотека » Эльфийский феодализм


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно